Не стоит отчаиваться если «р» вообще не поддается: «глотается», то ребенок заменяет звук "Р" на звук "Л" или вообще пропускает его.
Что же делать? В первую очередь обязательно нужно показаться логопеду для того, чтобы определить состояние артикуляционного аппарата, насколько он развит и подвижен, в каком состоянии находится уздечка.
И если у Вас все в порядке, то после консультации специалиста, в домашних условиях можно выполнять следующие упражнения: 1.Приоткрыть рот и поцокать широким кончиком языка за верхними зубами, словно лошадка, сначала медленно, а потом быстрее.
2. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и поплямкать по нему губами 5-6 раз, а потом подержать спокойно широкий язык в открытом рту.
3. «Чашечка». Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть широкий язык, загнуть его вверх в форме «чашечки», а кончик языка должен быть за верхними зубами. 4. «Почистить зубы». Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, передвигая язык из стороны в сторону.
5. «Штукатур». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» широким кончиком языка нёбо, двигая языком назад-вперед, как штукатур белить щеткой стену. Следите за тем, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными, а кончик языка, двигаясь вперед, не высовывался изо рта. 6. Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка коснуться верхних зубов. Под язык ребенок кладет свой большой пальчик, водит им из стороны в сторону и произносит звук «д»: д-д-д-д-д. Сначала произносить этот звук медленно, а потом все быстрее и быстрее. Следить, чтобы рот все время был открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.Выполняя такие упражнения, малыш рано или поздно научится говорить звук «р». Не нужно подгонять или давить на ребенка. Со временем у него все получится.
Для закрепления полученного результата можно учить с ребенком чистоговорки со звуком «р»:
Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят.Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Ушёл Прокоп — кипел укроп.
Пришел Проком — кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипел укроп.Ехал Грека через реку,
Видит грека — в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку — цап!Грач летает над рекой:
-Кра-кра-кра!Поглядите-ка, какойРак,рак, рак
(А. Шибаев)Ра – ра – ра – мы поймали комара.
Ра – ра – ра – вот такая вот игра.Ар – ар – ар – мы поставим самовар.
Ор – ор – ор – подметаем двор
Ур – ур – ур – покорми голодных кур.
Ир – ир – ир – Ира купит сыр.Ежедневные занятия, игровая форма работы, любовь и терпение – и любой самый сложный звук покорится Вам! Желаем успеха!