В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.
Большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.
Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.
Современная школа предъявляет большое требование к детям. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.Развитие моторики нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь — не ждать школу, а готовиться к ней.
Игры для развития моторики рук
Кати мяч
Цель: развивать координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным приемам игры в мяч (учить детей прокатывать мяч друг другу или взрослому, отталкивать при толкании; учить ориентироваться в пространстве.
Материал: мяч средней или большой величины.
Ход игры
Один ребенок или дети садятся на пол в кружок, взрослый катит мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Лови!» — побуждает катить мяч друг другу.
Попади в ворота
Цель: учить детей прокатывать мяч в нужном направлении; совершенствовать навык отталкивания при катании; развивать координацию движений рук.
Материал: мяч средней величины; ворота.
Ход игры
Взрослый показывает, как нужно прокатить мяч и попасть в ворота, эмоционально радуется: «Попал!» Побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.
Аналогично организуется игра «Сбей кегли».
Лови мяч
Цель: учить ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакции.
Материал: мячи разной величины.
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, другой взрослый готовит руки малыша к ловле действуя его руками. Затем предлагает ребенку бросить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы.
В конце игры предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно, эмоционально одобряет его.
Целься и кидай
Цель: формировать навык метания мяча в цель; развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах.
Материал: доска, обтянутая ворсистым материалом; маленькие мячики-липучки.
Ход игры
Детям предлагается по подражанию действиям педагога метать шарики в доску, взрослый показывает, как нужно замахиваться из-за головы, поощряет их действия.
Аналогично организуются игры: «Попади в корзину», «Перекинь через веревочку» и т.д. Затем можно усложнять игры, предлагая различные по тяжести мячики, мешочки.
Попади в цель
Цель: учить малыша захватывать предмет всей ладонью, бросать в цель, удерживая равновесие.
Материал: пластмассовая корзина, ватные шары (диаметром 5—7 см), детское баскетбольное кольцо.
Ход игры
1. Взрослый показывает ребенку пластмассовую корзину, наполненную ватными шарами. Вместе рассматривают шары: круглые, мягкие. Шарами можно играть. Педагог рассыпает шары по полу и предлагает малышу собрать их снова в корзину. При этом показывает, как нужно правильно захватывать шар пальцами и бросать, целясь в корзину.
2. После того как все шары собраны, взрослый предлагает поиграть в новую игру, более сложную: «Танюша, вот кольцо, вот черта. Ты должна стоять вот здесь, у этой черты, и стараться попасть мячом в кольцо». После каждого попадания или попытки попасть ребенка нужно похвалить: «Какая Танюша молодец! Она крепко держит шар. Танюша хорошо бросает шар!»
В конце игры все шары собираются в корзину.
Дудочка
Цель: учить малыша содружественному движению рук и пальцев: выполнять «раскатывающие» движения пальцами обеих рук одновременно, удерживать тонкий круглый предмет всеми пальцами обеих рук.
Материал: простой карандаш (лучше с ребрами).
Ход занятия
Взрослый показывает ребенку карандаш и говорит: «Это карандаш, им можно рисовать (показывает, как можно проводить, к примеру, линии карандашом). Карандаш волшебный. Он может петь, как дудочка «ду-ду-ду!». Я научу тебя играть на дудочке. Мы возьмем карандаш в ладошки и будем его раскатывать, вот так (показывает раскатывающие движения ладонями), а теперь возьмем его всеми пальчиками (обеих рук), вот так, приподнимем ручки (на уровне лица) и будем петь: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем во ду-ду» (можно раскачивать в такт головой). Сначала взрослый помогает ребенку удерживать пальцы на карандаше и подпевает, затем берет еще один карандаш и следит за тем, чтобы ребенок повторял за ним его движения: раскатывание карандаша, захват пальчиками, удерживание его пальцами на уровне лица.
В конце игры взрослый хвалит ребенка.
Самолетик-самолет
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Ход игры
Взрослый показывает, как играть в «самолет»: разводит руки в стороны ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сторону. Произнося «ж-ж-ж», выдох, стоит прямо, опустив руки, — пауза и т.д. Затем побуждает детей подражать движениям, читает стихотворение:
Самолетик-самолет
Отправляется в полет
— Жу, жу, жу,
Жу, жу, жу,
Постою и отдохну.
Шумит лес
Цель: учить выполнять действия по подражанию взрослому.
Материал: две палочки с лентами (длиной 20— 30 см).
Ход игры
Взрослый предлагает малышу посмотреть в окошко, обращает его внимание на деревья, на то, как шумит ветер, колышутся веточки. Обращается к ребенку: «Возьми палочки с ленточками — это наши листочки, а твои ручки — это веточки. Подними ручки вверх и раскачивайся — вот так, как деревья за окном».
Взрослый читает стихотворение:
Дует ветер, задувает,
Наши веточки качает,
Вот как, вот как
Наши веточки качает.
Дует ветер, задувает!
— У-у! У-у!
Покатаем кукол на машине
Цель: учить малыша удерживать веревочку в руке, не выпуская ее из пальцев при ходьбе.
Материал: машина (большая), две куклы.
Ход игры
Взрослый предлагает малышу прокатить кукол на машине, ведет ребенка в игровой уголок и вместе с ним выбирают кукол, которых будут катать. Затем подводит его к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают кукол в кузов, взрослый помогает малышу вложить веревочку в руку со словами: «Танюша, держи ее крепко, машина поедет: би-би-би!»
Катание кукол на машине можно сопровождать короткими потешками:
Куклы едут на машине: би-би-би, би-би-би,
Им понравиться кататься: би-би-би, би-би-би!
Я веревочку держу, кукол я катаю,
На машине им кататься нравится, я знаю!
Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки, а также вкладывая веревочку попеременно в разные руки ребенка.
В конце игры взрослый должен похвалить малыша: «Молодец, Танюша, крепко держала веревочку, машина быстро ехала, куклам понравилось кататься!»
Упирайся, как бычок
Цель: учить малыша крепко стоять на ногах, удерживаясь обеими руками за обруч.
Материал: обруч.
Ход игры
Взрослый закидывает обруч за спину ребенка, помогает взяться за него руками, осторожно подтягивая на себя. При этом проговаривается потешка:
Упирайся, как бычок, и не падай на бочок!
Крепче ручками держись!
Ты за обруч ухватись!
В конце игры хвалит малыша: «Молодец, Антоша! Крепко держался на ножках!»